...

Управляя парусами – управляешь своей жизнью

Управляя парусами – управляешь своей жизнью

Когда основная тема номера — паруса, ветер, моря, океаны и морские волки, символично, что на обложке журнала — яркий представитель парусного мира. Нашим медиаволонтерам и юным яхтсменам невероятно повезло. Им выдалась возможность задать вопросы чемпиону мира и Европы по парусному спорту Сергею Волчкову.

— Сергей Борисович, в детстве, когда вы начинали заниматься парусным спортом, вы мечтали стать чемпионом мира? Почему вы выбрали именно парусный спорт?
— Я родился и жил в городе Долгопрудном Московской области, в котором популярен парусный спорт. Город окружен с трех сторон водой, много яхт-клубов, детских секций, и в одну из них я пошел и начал заниматься парусным спортом. Меня затянуло, мне нравилось чувствовать себя капитаном корабля, самостоятельно принимать решения. Такая романтика была с детства. Конечно, я не мечтал тогда о каких-то олимпийских вершинах или о том, чтобы стать чемпионом мира. Мне просто нравилась романтика парусного спорта.

— Что было самым трудным на пути к первой победе на ЧМ? Какие слова поддержки вы бы сказали самому себе, когда было трудно?
— Чемпионат мира я выиграл в классе «Солинг» в 1998 году в Милуоки (США) в составе экипажа. На руле был Георгий Иванович Шайдуко, на шкотах был Павел Комаров. Наверное, нельзя сказать, что на пути к чемпионату мира что-то было трудным или нет. Весь четырехлетний цикл подготовки к Олимпийским играм надо рассматривать как единое целое. Все победы и поражения, чемпионаты Европы и подготовка к Олимпиаде, долгие тренировки в Сиднее — все это в комплексе очень напряженная подготовка. Плюс накладывалась еще ситуация в стране. Не хватало финансирования, тренерских кадров.
Я благодарен команде и тренерам, что меня взяли в экипаж Шайдуко, поверили, доверили гоняться вместе с ними, и Георгию Ивановичу, конечно, отдельное спасибо. Это такая честь, и я их, как мне кажется, не подвел. Результат — победа на чемпионате мира, и мы завоевали путевку на Олимпийские игры в Сиднее.

— Как менялось ваше отношение к парусам, ветру, воде в процессе роста вашего мастерства?
— Парусный спорт — уникальный вид спорта. Постоянно можно совершенствоваться. В нем есть своя внутренняя философия. В детстве ты побеждаешь за счет техники и спортивности. Дальше у тебя растет мастерство тактика и стратега. Потом добавляются взаимоотношения в экипаже, психология. То есть настолько все интересно, настолько все меняется с годами тренировок. Ты сам растешь, делаешь новые открытия в плане развития именно гоночного процесса. Уникальный вид спорта, которым можно заниматься долго и постоянно находить что-то новое на пути к совершенствованию и росту.

— Вы занимаетесь тренерской работой? Что самое приятное в занятиях с учениками? Каким должен быть тренер по парусному спорту? Что бы вы сейчас сказали своему первому тренеру?
— Я тренирую, но тренирую больше не детей, а взрослых. Это целые экипажи, и приятно видеть, когда возникает внутренняя связь, когда в экипаже понимают, кто на каких ролях работает. Когда люди с полуслова понимают, какие действия и дальнейшие поступки нужны от каждого в экипаже. В тренерской работе важен, конечно, результат. Но самое главное — взаимоотношения в команде и рост именно взаимопонимания и мастерства.
Своим тренерам я благодарен за то, что они помогли технически вырастить мое мастерство и технику. Первые тренеры — Светлана Николаевна Кротова и Вадим Борисович Прибылов. Это те люди, которые привили мне любовь к парусному спорту, к своим партнерам, сокомандникам, уважение к соперникам. Это самая важная задача тренера — научить ребенка любить парусный спорт и правильно относиться к занятию парусным спортом.

— Почему, по-вашему, существует мнение, что парусный спорт — элитный вид спорта?
— Я думаю, что парусный спорт очень многогранный и разный, но, к сожалению, люди видят на экранах только одну его сторону — ту часть, у которой есть возможность появиться на телевидении либо на полосах газет, когда у мероприятий большой бюджет и мы можем их пиарить. Но это далеко не всё. Это 10–15% от парусного спорта. И именно это элитная история. Поэтому создается видимость, что парусный спорт элитный.
На самом деле сейчас парусный спорт становится массовым и доступным. Надо пробовать приходить в яхт-клубы и заниматься им.

— Парусный спорт раньше в СССР был более популярным. Что нужно делать, чтобы каждый человек, мечтающий о парусах, имел возможность научиться управлять яхтой?
— Я не думаю, что в СССР парусный спорт был более популярным, чем сейчас. Есть компании, которые не занимаются олимпизмом. Они проводят мероприятия для любителей, для новичков. Большая география баз, где находятся парусные лодки, и люди могут прийти и попробовать. Поэтому я уверен, что интерес к парусному спорту растет и очень много людей получают, образно говоря, прививку парусным спортом, участвуя в любительских или корпоративных регатах. В дальнейшем они переходят на другой уровень, ездят уже за границу участвовать в регатах, покупают лодки, получают парусные права. Так что в целом у нас с развитием любительского парусного спорта все нормально. Главное, чтобы не мешали развиваться.

— Ваши сыновья пошли по вашим стопам. Расскажите о начале их пути в парусном спорте. Какова была ваша роль в их выборе в детстве и сейчас, когда один из них стал тренером для юных яхтсменов?
— Мои дети занимаются парусным спортом. У меня три сына. Младший еще маленький — 4 года, а старший и средний начинали с «оптимистов» в яхт-клубе «Водник». Их тренер Анатолий Парфененко, я считаю, лучший тренер класса «Оптимист» в России. Он готовит чемпионов, делает очень сильную детскую команду.
Сейчас оба сына продолжают заниматься парусным спортом. Старший сын выигрывал первенство России и занимается тренерской работой. Средний сын выиграл кубок Ахмата Кадырова в Чечне. Прививка парусным спортом на них действует — в хорошем смысле, они гоняются, они тренируются сами и готовят юных яхтсменов, получают удовольствие и живут этим видом спорта.

— Мы знаем, что вы поддерживаете развитие инклюзивного парусного спорта в России. Вы сразу поверили, что люди с ограниченными возможностями здоровья, в детстве не занимавшиеся парусным спортом, смогут научиться самостоятельно управлять яхтой, участвовать в регатах по всем правилам парусного спорта без скидок на инвалидность, показывать хорошие результаты?
— Еще в бытность членом сборной мы плотно общались с паралимпийскими сборниками, и сейчас я их поддерживаю. У нас в яхт-клубе «Березки» стоят лодки класса 2.4 — это специальный паралимпийский класс. Но это одна история — профессиональная, для яхтсменов с ограниченными возможностями здоровья. Большинство из них до травмы занимались парусным спортом с детства.
Когда я первый раз увидел немного другую историю парусного спорта, инклюзивную, для людей с инвалидностью, которые никогда раньше не то что не управляли яхтой — почти все впервые вышли под парусом в этом проекте, то, что Дмитрий и Александра Золотовы проводят с ними регаты, меня удивило. Я немного скептически к этому относился первое время. Когда на парусных катамаранах люди, по моим меркам, почти не имеющие опыта в парусном спорте, самостоятельно выходили в довольно-таки серьезных условиях — была холодная погода, сильный ветер — мне казалось, что они не справятся. Но все прошло отлично, без ЧП и оверкилей.
Потом в процессе общения с Александрой и Дмитрием, наблюдая, как ребята выходят на воду, было видно, как они быстро меняются. Приходят абсолютными новичками в начале сезона, а в конце уверенно управляют своим катамараном и действительно начинают верить в себя. Они понимают, что могут самостоятельно управлять яхтой, принимают решения без подсказок опытных яхтсменов (тех просто нет на борту), ходят под парусом невзирая на погодные условия — на волны, сильный ветер, дождь. Участвуют в регатах по всем правилам, без скидок на инвалидность. Их глаза горят. Такой большой коллектив сложился, из разных регионов, и это их заводит и поддерживает.
Мне кажется, это очень хорошая история, имеющая большое будущее, учитывая опыт ребят, учитывая лодки, на которых можно безопасно ходить под парусом, и учитывая желание именно спортсменов, будущих и нынешних, которые приходят и тренируются, а потом участвуют в регатах, чувствуют себя полноценными участниками соревнований. Инклюзивный парусный спорт создает настоящую спортивную историю для ребят. Это уже не просто реабилитация или покатушки в составе экипажа с опытным шкипером на борту. Сейчас это особенно актуально для тех, кто получил инвалидность во время СВО, и нуждается в примере того, как управлять жизнью, который успешные рулевые с инвалидностью могут им показать.

— И традиционные вопросы. Что для вас счастье? С каким сказочным героем вы себя ассоциируете?
— Счастье — это чтобы родные и близкие были здоровы и счастливы. А сказочный герой… Учитывая, что у нас интервью в конце парусного сезона, то себя вижу сейчас как Конька-Горбунка — такая лошадка, которая способна на любые подвиги, но немного устала. А в целом я скорее Пегас — красивый конь с большими крыльями, выполняющий желания.