Уверенность – залог успеха
Актриса Нонна Гришаева рассказала о навыках, которые необходимы для достижения успеха, о сложностях, которые она преодолела на своем пути, а также о значимости предпринимательства в жизни ее сына.
— Нонна Валентиновна, расскажите, как вы выбрали профессию? Когда поняли, что хотите стать актрисой?
— Я этот выбор не делала. Он сам по себе произошел в моем организме. Как говорит мама, я сначала научилась петь и танцевать, а потом говорить и ходить. В пять-шесть лет уже были сольные концерты для всех друзей, родственников: на домашние концерты все записались. В пять лет я встала на пуанты. Я занималась в балетной школе, в музыкальной школе, в театрально-хоровой студии. В десять лет я уже сыграла свою первую главную роль на профессиональной сцене одесского театра оперетты. Никогда даже не стоял вопрос «Кем быть?». В семье все смирились и стали развивать мои способности.
— В 2019 году вы набрали курс на факультете эстрады в ГИТИСе и стали педагогом. Чем для вас является преподавание? Что оно дает вам, и что вы хотите передать ученикам?
— Я безумно счастлива, что согласилась на это, потому что понимала, что у меня категорически нет на это времени, но мой педагог, режиссер Михаил Борисович Борисов, который меня уговорил в итоге, сказал мне: «Пока ты играющий тренер, ты обязана делиться этим драгоценным опытом, своими знаниями». Я безумно ему благодарна за то, что он меня уговорил.
В итоге курс получился уникальный. Ребята действительно одаренные. Моей главной задачей было воспитать универсальных артистов. Артистов, которые одинаково хорошо и поют, и двигаются. Они сейчас очень востребованы в мюзиклах.
— Что в вас поменялось в процессе преподавания?
— Всегда общение с учениками, так же как и со зрителями, — это обмен энергией. Я им даю свое мастерство, свои знания, а они мне в ответ — огромное количество положительных эмоций. Каждый раз на каждом показе они меня удивляют и радуют. Это дает мне силы.
— Вы проработали десять лет в театре Вахтангова, а сейчас являетесь художественным руководителем театра РОСТА. Работая с большим количеством людей, вы часто принимаете решения. Как принимать сложные решения?
— Самое сложно в руководстве — это именно принятие решений: когда что-то зависит именно от тебя. Иногда эти решения бывают судьбоносными для того или иного артиста. Я по жизни гиперответственный человек, поэтому для меня это вдвойне тяжело. Я всегда советуюсь, я никогда не принимаю решения спонтанно. Я понимаю, что это именно судьбоносные решения. Одно дело, когда ты выбираешь, какая постановка будет, кто ее будет ставить, какие артисты будут в ней играть, но когда приходится принимать решение, с кем ты продлеваешь контракт, а с кем нет… Вот это страшно: сейчас ты уволишь человека, а что он будет делать дальше?
— В работе вы постоянно взаимодействуете с людьми. Где вы берете ресурсы?
— У меня есть два ресурса: первый — это море, а второй ресурс — это мои дети.
— Ваш сын Илья сейчас активно занимается предпринимательством. Он открывает маркетплейс модных отечественных брендов. Замечали ли вы в нем какие-то изменения в связи с этим?
— Изменения катастрофические: если раньше я могла купить ему то, что, на мой взгляд, хорошо и можно, и он был благодарен и счастлив, то сейчас попробуй что-то купить, не обсудив с ним. Нет, сейчас он решает, я уже не могу вмешиваться. В плане личностных качеств, мне кажется, что он стал смелее. То, как он сейчас ведет презентации, меня радует.
— Почему, как вы считаете, важно развивать навыки предпринимательства у детей?
— То, что в вашей школе такое внимание этому уделяется, — это замечательно. Чем раньше ребенок нащупает предпринимательскую жилку, и чем раньше начнет это развивать, тем лучше. Я об этом писала в своей книге «Советы дочкам». Важно найти то, к чему ребенок тянется, и развивать эти способности.
— Помогаете ли вы Илье в проектной деятельности?
— Идеи для проектов всегда принадлежат ему, а я могу только помогать продвигать эти идеи. Мы каждый день, как бы поздно я ни пришла, всегда с Ильей общаемся. Говорим о школе, о проектах. Иногда сериалы обсуждаем, фильмы. Иногда я настаиваю, чтобы он посмотрел какое-то кино. Обсуждаем спектакли. Он посмотрел в нашем театре со студентами «Бесы» Достоевского и говорит: «Я хочу сходить на этот же спектакль, но только к другому режиссеру». Это потом очень интересно сравнивать, обсуждать.
— Считаете ли вы себя предпринимателем? Есть ли у вас предпринимательские способности?
— Я никогда не занималась предпринимательством и не считаю себя предпринимателем совсем. Бизнес — это наш папа. Я даже не являюсь директором театра, я не касаюсь денег никак. Я художественный руководитель: решаю, что будет поставлено, кто будет играть, кто будет ставить.
— Но вы обладаете предпринимательскими способностями? Их всего четыре: умение идти на риск, генерация идей, распоряжение ресурсами и финансовая грамотность.
— Финансовая грамотность — ноль. Но да, тремя навыками я обладаю, кроме одного.
— Расскажите, а как вы генерируете идеи?
— По-разному. В основном мне режиссеры приносят заявки. Иногда авторы приносят пьесы. И я всегда, уезжая на отдых, беру с собой кипу пьес, которые я обязана, в связи со своей должностью прочитать на отдыхе. Исходя из этого, уже делаю выбор.
У нас последняя премьера весной в апреле состоялась: мюзикл «Цветик-семицветик». Я Рак по гороскопу, поэтому всегда опираюсь на свою интуицию. Ко мне пришла замечательный режиссер Дарья Борисова с идеей мюзикла «Цветик-семицветик». И я сразу сказала да, даже не читая и не слушая музыки. Сработали моя интуиция и мои детские воспоминания. Это было из любимых произведений в детстве. И интуитивно я попала в точку: это действительно получился потрясающий мюзикл.
— Говорят, что интуиция — это неосознанная компетентность. Мы что-то знаем, но не можем объяснить и по шагам разложить. И порой компетентность нам либо передается генетически, либо накапливается со временем. Есть ли кто-то у вас в роду, или творческие навыки были приобретены в детстве?
— Я знаю, что у меня гены певческие. Мои прапрадед и прабабушка были оперными певцами. Но мы узнали об этом не так давно, когда начали родословную нашу раскапывать. Дошли даже до греческих архонтов.
— Почему знание семейного древа так ценно для вас?
— Безумно интересно знать свои корни. Мы понимали, что у бабушки польская фамилия, у дедушки казанские корни. Эти было настолько интересно! Мой прапрадед — первый переводчик Корана! Очень почитаемый ученый в Казани. При этом он остался православным. И когда «Первый канал» это предложил, мы с мамой были счастливы. Сейчас это древо весит у нас дома.
— У вас есть какие-то методики по руководству коллективом?
— Каких-то конкретных методик у меня нет. Получив должность художественного руководителя, я пошла за советом к Терезе Ганибаловне Дуровой, художественному руководителю Театриума на Серпуховке. Она уже 40 лет руководит театром, и у нее колоссальный опыт.
И я стала в памяти поднимать моменты, связанные с руководством театром Вахтангова Михаила Александровича Ульянова. Когда я только пришла, он руководил театром, и многое я взяла от него. Например, он всегда старался отпускать артистов сниматься. Он понимал, что это важно, что это потом будет работать на театр. Потому что ходят на артиста. А на какого артиста ходят? На того артиста, который снимается. И я своих артистов отпускаю, потому что я понимаю, как это важно.
— Кто еще, помимо Михаила Александровича, давал вам ценные советы?
— Мне повезло, так как я работала в театре Вахтангова, мне посчастливилось работать с великими людьми. Мне посчастливилось с ними не только работать, но и общаться, дружить.
Я никогда не забуду, как дебютировала в спектакле Романа Григорьевича Виктюка. Меня поразило, как он уникально выстраивает поклоны. Я набралась наглости и задала ему вопрос: «Роман Григорьевич, а почему вы так тщательно выстраивайте поклоны?» На что он мне ответил: «Детка, ты три часа отдавала им энергию, на поклонах забирай ее обратно». Я запомнила это на всю жизнь.
Обмен энергией — это то, за что мы любим театр, то, чего в кино никогда не произойдет. Если ты хочешь узнать, каков артист на самом деле, на него нужно идти в театр смотреть.
— 2023 год — год педагога и наставника. Какой совет вы бы дали педагогам?
— Не проглядеть талант, потому что это такая ответственность. Когда ты сидишь в комиссии и перед тобой 300 человек на место, как не проглядеть талант?
Мне просто не повезло со школой. До сих пор, когда проезжаю мимо старой школы в Одессе, меня просто ужас охватывает. В старшей школе я уже перешла в театральный класс. Там уже нас не так мучали на химии, физике.
Я математику перестала понимать во втором классе. В шестом классе у меня по алгебре были одни двойки. И тогда мама решила позвать мою учительницу и весь класс ко мне на спектакль. Я уже тогда играла главную роль. После спектакля учительница вызвала мою маму и сказала: «Вы знаете, я, пожалуй, поставлю вашей девочке тройку и не буду вызывать ее вообще. Не пригодится ей математика в жизни, я поняла».
Я была гуманитарием, и сочинения я писала такие, что их на выставку отправляли. Конечно, это повлияло на выбор школы для Ильи. Мы узнали про эту школу, Илья сразу сказал: «Да, хочу сюда». Любой родитель хочет для ребенка самого лучшего. Когда мы увидели, сколько всего там интересного. Больше всего мне понравилось, что в школе работают над мотивацией. И самым важным для меня были слова сына: «Мама, я хочу в эту школу».
— У ребенка есть сильные и слабые стороны. Как вы считаете, нужно ли развивать слабые стороны ли наоборот поддерживать сильные?
— Я абсолютно уверена, что нужно развивать сильные стороны. Я об этом и в книге пишу. Я и сама через это прошла: мама увидела мои сильные стороны и стала их развивать.
Очень важно именно нащупать, что получается у ребенка лучше, и развиваться именно в этом направлении. Если ребенок в чем-то талантлив, то он сам это чувствует, сам туда идет.
Мы с дочкой не сразу нащупали. Отдали ее на танцы — думали, пойдет по маминым стопам. А нам в школе говорят: «Она не выпускает карандаш из рук!» Тогда мы отдали ее в художественную школу, которую она закончила с красным дипломом. И потом в Кембриджском университете она вошла в топ лучших выпускников на своем факультете.
— Дайте совет новому поколению, как найти себя?
— Нужно прислушаться к себе, задать себе в первую очередь вопрос: «Что мне интересно? Чего я хочу от жизни? Куда направить свою энергию?» А родителям нужно прислушаться к тому, что скажет их ребенок, к тому, что чувствует ребенок, и постараться развивать именно то, что ребенку интересно.
Соня Гонтмахер