Мартин Селигман «В поисках счастья»
Позитивная психология, или счастье с научной точки зрения
Про поиски счастья написано огромное количество книг. Большинство из них отличается столь низким качеством, что любое упоминание этой темы вызывает изначальное отторжение у образованного читателя. «В поисках счастья» резко выделяется из общей массы.
Мартин Селигман не проповедник, а ученый-психолог в классическом смысле слова. Самое знаменитое его открытие — это синдром выученной беспомощности, но всего у Селигмана более 200 публикаций и несколько книг, он занимает 13-е место по цитируемости среди психологов XX века, а в 1998 году был избран председателем Американской психологической ассоциации, насчитывающей более 150 тысяч членов.
Последние десять лет Селигман занимается положительной (позитивной) психологией, являясь ее отцом-основателем. Начало этому направлению положила простая мысль — психология подробно изучает всевозможные расстройства психики, очень много знает о шизофрении, депрессии, навязчивых состояниях и прочих душевных болезнях, их причинах и внутренних закономерностях, сопутствующих им чертах характера — всем том, что делает человека несчастным. И при этом почти полностью игнорирует счастье, его причины и закономерности. Это не соответствует научному подходу и не имеет логического объяснения. Начав с оптимизма, Селигман постепенно перешел к гораздо более широкому спектру исследований и увлек ими множество психологов. Манифестом и кратким обзором достижений нового направления психологии (вплоть до формулы счастья) и является описываемая книга.
Само обращение науки к теме счастья вызывает крайне странные ощущения. До самого последнего времени счастье считалось непознаваемым и было отдано на откуп искусству и религии. Все помнят «Понедельник начинается в субботу»: «Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чем именно смысл жизни». И если определение счастья сейчас есть даже в Википедии, то отношение большинства людей к его научному анализу не изменилось. Поэтому проработанная теория счастья на основании множества исследований и научных работ (в списке использованной литературы более 150 наименований) расширяет мировоззрение сама по себе.
Один из первых вопросов исследователей: «Зачем нужно счастье?» Ответ обескураживающе прост. По результатам множества исследований жизнерадостные люди дольше живут (на 19%), гораздо реже болеют и становятся инвалидами (вероятность уменьшается почти на половину), у них быстрее растет заработок, они успешнее в общественной и личной жизни. Зная уровень счастья, психологи смогли достаточно точно прогнозировать будущее своих респондентов (естественно, в вероятностных понятиях). Счастье дает ощутимые преимущества в борьбе за выживание и является закономерным следствием эволюции.
Что же делает человека счастливым? Формула счастья такова:
С = У + О + З
С — уровень устойчивого продолжительного счастья
У — унаследованный уровень счастья, определяемый генетикой
О — внешние условия
З — зависящие от человека причины
Уровень счастья во многом определяется наследственностью, но это не фиксированная величина, а достаточно широкий диапазон значений с немалым расстоянием между верхней и нижней границей.
По результатам многочисленных исследований в самых разных частях земного шара, внешние условия вроде богатства, возраста, здоровья и климата практически не влияют на счастье. По уровню счастья при прочих равных старики мало отличаются от молодежи, бомжи и проститутки от богачей, жители Индии от жителей США, а многие инвалиды счастливее совершенно здоровых людей. Исключением является предельный уровень нищеты, причиняющий физические страдания (умирающий от голода человек, естественно, не будет счастливым).
На уровень счастья практически не влияют детские переживания и психические травмы. Я с интересом узнал, что современная психология официально признала несостоятельность фрейдизма и его методы в наше время не рекомендуются для применения в психотерапевтической практике. Исследования показали, что влияние детских впечатлений на психику взрослого человека исчезающе мало — вроде отличия среднего коэффициента интеллекта на один балл. Кроме того, многие исследования фрейдистов нарушали условия научного метода, например, игнорировали влияние наследственности.
Чуть сильнее на счастье влияет уровень жизни в стране проживания, наличие семьи, общение с другими людьми, вера в Бога и умение избегать отрицательных эмоций. Но даже в совокупности все эти факторы не способны изменить уровень счастья более чем на 15%.
Что же остается? Наверное, почти все подумали о чувственных удовольствиях — от вкусной еды, выпивки и тому подобного. Ученые исследовали и эти факторы и выяснили, что они действительно оказывают сильное влияние на уровень счастья. Но с двумя крайне важными оговорками:
1) Эффект от любого непосредственного удовольствия крайне недолговечен. Еда, выпивка и другие развлечения оказывают лишь кратковременное воздействие на устойчивый уровень счастья, и очень скоро он возвращается к постоянному значению.
2) Их эффект резко слабеет при повторном использовании. В принципе, это общеизвестно — ощущения от первой любви или первого мороженого несравнимы с последующими, а после длительного воздержания и еда, и секс приносят гораздо больше удовольствия.
Непосредственные удовольствия не способны поддерживать высокий уровень счастья в течение относительно долгого времени. И они всегда несут в себе опасность привыкания — в виде сочетания резкого падения уровня счастья и необходимости все больших доз удовольствия для получения того же эффекта.
Повышать уровень счастья постоянно способны иные положительные чувства — психологи назвали их духовными удовольствиями и разделили на три группы в зависимости от отношения ко времени: прошлому, настоящему или будущему. Собственно, вышеперечисленные непосредственные удовольствия представляют собой подгруппу положительных чувств, вызываемых настоящим, и вполне эффективны при краткосрочном использовании. В книге даются советы по усилению и закреплению их эффекта, но устойчивое счастье обуславливается иными причинами.
С будущим в основном связан оптимизм, благо сам Селигман очень долго занимался его изучением и написал отдельную книгу на эту тему. С прошлым связана удовлетворенность своей жизнью, благодарность, умение жить настоящим и способность прощать. Не потому, что это хорошо — согласно научным исследованиям, все вышеперечисленное повышает уровень устойчивого счастья.
С настоящим связан очень интересный эффект «потока» или «полного погружения» — когда человек настолько увлекается какой-либо деятельностью, что забывает о себе, окружающем мире и времени. Этот эффект нередко упоминается в современных книгах по управлению временем и персоналом, но именно позитивная психология изучает его во всех подробностях. Полное погружение возможно в любом виде деятельности «от корейской медитации до байкерских мотозаездов, от шахмат до ваяния, от работы на сборочной линии до балета», его особенности не зависят от места проживания и национальности. Это:
— «вызов ситуации», поставленная перед собой задача должны быть достаточно трудна и требовать усилий и мастерства;
— сосредоточенность;
— совершенная ясность цели;
— немедленное ощущение отдачи;
— полное погружение в работу, не требующее специальных усилий;
— чувство контроля над ситуацией;
— исчезновение восприятия себя;
— остановка времени.
Исследования показали, что чем чаще человек входит в состояние «потока», тем выше у него уровень счастья. В книге детально разобраны причины появления «потока» и методы учащения погружений — использование наравне со своими способностями и талантами особых качеств человеческой психики — «достоинств». Каждое из них разбирается как по отдельности, так и в контексте трех основных областей человеческой жизни: работы, любви и воспитания детей.
Еще одним крайне интересным понятием позитивной психологии является беспроигрышная игра, в которой оба участника получают выгоду. Таких занятий много — простейшим примером является все тот же секс, но это и совместное творчество вкупе с любым видом командной работы, семейная жизнь, взаимоотношения ученика и учителя и многое другое. Высокоразвитые общества отличает гораздо большая доля беспроигрышных игр в человеческой деятельности.
До последнего времени критика науки основывалась на ее бесчувственности, неспособности сделать человека счастливым и дать его жизни цель и смысл, при ее неоспоримом могуществе в качестве средства достижения цели — и подобные аргументы не встречали осмысленных и соответствующих научному методу возражений. Положительная психология закрывает эту брешь. А заодно доказывает, что наравне с положительными эмоциями и человеческими достоинствами счастье является очень важным преимуществом и закономерным итогом эволюции. С другой стороны, положительная психология значительно сближает научное и религиозное мировоззрения, снимая массу глубинных противоречий.
Как жителя России, меня все сильнее поражает наше тотальное отставание в области гуманитарных наук, начавшееся более полувека назад. В психологии оно особенно хорошо заметно. У подавляющего большинства соотечественников представления о психологии ограничиваются теориями и понятиями вековой давности вроде работ Фрейда. Даже открытия 1950–1960-х вроде пирамиды Маслоу или транзакционного анализа известны узкому кругу посвященных и энтузиастов. Пытающиеся анализировать историю, культуру и структуру общества люди по-прежнему считают психологию ненаучной сферой познания, опирающейся на мифы и домыслы. Используемые в книге понятия вроде бихевиоризма и когнитивной психологии для широкой аудитории звучат непонятными заклинаниями. Для многих психология по-прежнему сводится исключительно к фрейдизму, хотя базирующиеся на нем теории и признаны несостоятельными.
Пример из книги — психодинамика и ее практическое правило, по которому считается крайне важным свободно проявлять любые чувства, включая отрицательные, без чего они начнут пробиваться наружу в виде разнообразных болезней. Хотя по результатам современных исследований у открыто выражающих гнев и недовольство людей риск инфаркта выше почти в два раза. Возможно, именно в этом скрывается причина очень большого количества психических заболеваний и крайне низкого уровня счастья у россиян — мы не смогли сохранить традиционную культуру подобно Индии и Китаю и не смогли угнаться за полностью заменяющей ее в Европе и США наукой.
Ирония судьбы — в описанных Селигманом исследованиях воплощается мечта русских мыслителей коммунистического толка. Неотъемлемой чертой светлого будущего Ефремова, Стругацких и всех их последователей было научное изучение человеческого счастья, которое представлялась невероятно сложной задачей, уступающей по сложности только теории воспитания. Свою лепту в подобные представления внесло и модное в начале века, но безосновательное стремление переделать всех людей по единому стандарту.
Но даже на личном уровне Ефремов предсказывал кардинальные и малопонятные изменения в людском мышлении. В итоге Ефремовские академии горя и радости создаются в сердце глубоко чуждой его мечтам западной цивилизации.
Книга крайне хороша. Научная достоверность соседствует с живым изложением и отличным чувством юмора. Практические советы лишь дополняют теоретические выкладки, причем все описанное автор постоянно использует сам и не скупится на примеры. Здесь нет революционных откровений (которые вообще не характерны для академической науки), но из совокупности неизвестных ранее деталей, научно обоснованных подтверждений, четко описанных закономерностей и свежего взгляда на привычные вещи возникает новое качество.
Источник: http://vedomir.info