Художник или иконописец?
Интерес к иконам не ослабевает на про тяжении многих лет и тысячелетий. Но икона не портрет и не картина, иконописцы говорят, что прежде чем начать писать иконы, нужно убить в себе художника. Я не являюсь иконописцем в полном смысле этого слова. Иконописцы – это особый цех, своего рода каста или, выражаясь европейским термином, гильдия людей, которые ничем другим, кроме написания икон, не занимаются.
По каким-то, в основном внешним, параметрам живопись и иконопись – это родственные явления. Но живопись – это реализация художником своего видения природы, человека, истории, его понимания красоты и истины. А иконопись – это ледование канону. Понятно, что течения, направления, стили живописи тоже имеют свои характерные черты – классицизм, рококо, импрессионизм и т.д. Но там это некая тенденция, иногда техника (например, пуантилизм – живопись не мазками, а точками), а иконопись – это жесткое следование канону. В частности, иконическое изображение целиком и в каждой своей детали символично. Крест – всегда символ мученичества, лестница – это не элемент интерьера, как в живописном произведении, а символ духовного возвышения и стремления к Богу и т.д. То же можно сказать об одежде на изображенных на иконе фигурах. Шуба или пурпурная мантия указывает на принадлежность святого к князьям, плащ (приволока) – к воинам, белый гиматий – одежда мученика.
Цвет в иконе также символичен, и эта традиция сохранилась еще со времен Визан тии. Здесь можно обнаружить некую иерархию цветов в соответствии с обозначаемыми ими символами. Золотистый цвет – это символ бо жественного света, это цвет святости, Царствия Небесного. Золотом пишутся нимбы, некоторые одеяния святых. Иногда его заменяет насыщен ный желтый цвет. Бледно-желтый цвет, напротив, символизирует скупость, в таком цвете тра диционно изображается Иуда Искариот.
Обо всем этом можно говорить долго. Если в живописи художник может варьировать фигурами, композицией, цветом (например, Петров-Водкин «Купание красного коня»), то иконопись – это полное отречение мастера от своей сущности и погружение в предмет творения. Поэтому в одном человеке крайне редко сочетается живописец и иконописец. Кто-то начинает в живописи, потом переходит полностью в иконопись, бывает обратный путь. Иногда этот путь вынужденный. Например, на берегу речки Палешки осели иконописцы из Владимира и Суздаля. До революции писали иконы, но новая власть, прояв лявшая нетерпимость к любой религии, заставила взяться за светские мотивы, и они стали писать миниатюры на шкатулках, реализуя многие технические и стилистические приемы иконописного характера. Иван Голиков писал декорации для театров Москвы, потом вернулся в Палех, где стал ра ботать в жанре миниатюры, и т.д.
Я написал немало икон, но совмещать это с живописью крайне сложно. Нет тут у меня каких-то ритуалов, но есть то, что я делаю всегда и там и там – я всегда молюсь перед началом работы. Это не столько каноническая молитва, сколько момент медиации, сосредоточения и обращения к Всевышнему за благословением и помощью. Но икона сложна именно тем, что нужно хотя бы на время убить в себе художника и стараться следовать канону. Это то внутреннее убеждение, без которого риступать к работе не следует. Иначе получится не икона, а картина на религиозную тему, что тоже имеет право на жизнь, но уже не относится к жанру иконописи. Процесс написания иконы или портрета знаменитости отличается по внутренним впечатлениям, степени ответственности за результат?
Этот вопрос – своего рода продолжение предыдущего. Ответ тоже будет продолжением. Что такое ответственность за результат и что такое во обще результат в творческом процессе? У художника – это полотно, которое отражает реальность с той или иной долей вымысла.
Выражаясь современным языком, это дополненная реальность. Художник дополняет воспринимаемую им реальность либо социальным содержанием (И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. В. Вере щагин), либо мистическими образами (прерафаэлиты, Г. Моро, М. А. Врубель), либо воображаемыми соытиями (А. А. Иванов, Н. Н. Ге, М. В. Нестеров), либо знаковыми фигурами (Э. Нольде, Ж Руо, С. Дали) и т.д. Реализм – это минимально дополненная реальность, сюрреализм – это реальность, сотканная из разных реальностей с большой долей вымысла, абстракционизм – это вымысел без реальности и т.д. В любом случае это месседж – послание художника аудитории и шире – миру.
Икона – это послание, но не художника, а Бога. Ответственность художника за результат – это, скорее всего, некая фигура речи, поскольку неясно, что считать результатом: собственно написание картины или ее успешную продажу, популярность у посетителей выставки, а может быть, мнение критики (что всегда предельно субъективно). Икона же – это принципиальное иное явление. Иконописец – посредник, который икону пишет, но не создает, ибо икона по учению святых отцов – «небесное явление» и «подобие» божественного. Живописец переносит на холст видимое, мирское и телесное, а в иконе как раз нет ничего мирского и телесного, ее образы являют нам тайну невидимого. Икона – это текст. Слово «текст» происхо дит от латинского textus – ткань, соединение. Но это особый текст. Для его понимания нужно владеть определенным знанием и обладать специфическим сознанием, а главное – верой. Один человек проходит мимо иконы, лишь взглянув на нее, а другой застывает в благоговении перед прекрасным, ощущая ее зов к молитве, испытывая душой энергетическое поле силы, излучаемой через икону из царства вечного света, слыша внутренний логос и тишину вечности. Если иконописцу удалось это, то здесь можно говорить о результате.
Если коротко, то иконописец должен обладать таким качеством, которое позволяет отделить свое творчество от всех своих личностных качеств. Понятно, что это в идеале. Но это крайне важно.Что касается портретиста, то он должен, наоборот, приложить ряд своих качеств для того, чтобы увидеть сущность своей модели, понять ее глубинную суть, высветить в портрете главное, что характеризует этого человека, что выделяет его среди ему подобных. В этой связи портретисту, мне, во всяком случае, интересны как выдающиеся, известные личности, так и просто встреченные индивиды, у которых есть во внешности что-то, что кажется мне необычным, какой-то внутренний свет, индивидуальность, загадка и т.д.
Никас Сафронов,
Народный художник Российской Федерации