Каждый прожитый день – невероятно дорогой подарок судьбы
Ее имя знает практически каждый житель России. Ее репертуар всегда звучит на самых душевных русских застольях. Встречайте вечно молодую и жизнерадостную Надежду Георгиевну Бабкину. Народная артистка вспомнит свое детство, расскажет об истории создания и перспективах развития своего театра «Русская песня», поделится впечатлениями от рождения внука и раскроет секрет красоты и вдохновения.
— Надежда Георгиевна, вы выросли в Астраханской области, там очень живописная природа. Какое у вас осталось самое яркое воспоминание из детства?
— Детство — это и есть одно большое яркое воспоминание. Но вот сейчас, например, вспоминается дорога до дома от бабушки с дедушкой — они жили на краю села. Путь мой пролегал через степь, которая по весне становилась невероятно красивой и живописной. В эту пору в степи расцветали тюльпаны — огромные, с кулак. Это не привычные всем садовые цветы, а степные — на толстой ножке, необыкновенно яркого чистого цвета — черные, малиновые, желтые, оранжевые, красные. Как глянешь на степь — глазам больно от пестроты и сочности красок. Я таких тюльпанов больше нигде не встречала. Когда я стала постарше, мы ездили на велосипедах на озера Эльтон и Баскунчак. Там тоже цвели красивейшие цветы. Правда, они были очень нежные и долго не стояли.
Дедушка с бабушкой были большие труженики. Имели усадьбу: свой хлев, на дворе зады (так называется второй двор). Хозяйство ухоженное, большое: куры, скотина. На дворе стояла мазанка — небольшой сарайчик с занавесками. И снаружи и внутри он был сделан из глины. Пол, стены — все гладенькое, тепленькое и приятное на ощупь.
Двор тоже был гладко укатан глиной, как будто асфальт положили. Веничком его, бывало, подметешь, водичкой обрызгаешь, и можно ходить босиком — такой он чистый, ухоженный, приятный для ног.
Вообще наша деревенская глина обладала каким-то удивительным свойством — после того как она высыхала, она не трескалась и сохраняла форму, которую ей придавали. Я помню, как строили такие дворы, и даже сама в этом участвовала. Сначала собирали кизяк. Его замешивали вместе с рубленой соломой и глиной. Получалось густое вязкое тесто. Все тщательно перемешивалось. Потом брали эту загустевшую массу руками, клали в форму и аккуратненько оглаживали. Затем помещали формочки на солнце, и они быстро высыхали. Получались кирпичи. Из этих кирпичиков строили дворы, сарайчики, в которых удобно и уютно зимовать скоту. А главное, не холодно, потому что дух и тепло сохранялось.
— Как вы решились создать театр «Русская песня»?
— Шел 1974 год. Однажды мы с девчонками из общежития устроили очередные посиделки, и кто-то предложил организовать ансамбль: «Надька, будешь руководителем!» Позже я поняла, что никто из присутствующих даже не знал, как подступиться к новому делу, а я была пробивная, энергичная…
На следующий день девчонки меня спрашивают:
– Что делать будем?
– Приходите ко мне в комнату, чаю попьем, попоем…
– Нет, давай выучим несколько песен и рванем с ними по стране!
Так и сложился коллектив из тех девчонок.
Честно говоря, я никогда не планировала стать руководителем, ничего для этого специально не делала. У меня никогда не было стремления создать коллектив, и вдруг на тебе — пришлось встать во главе такового. Впрячься в этот воз на всю жизнь. Я и в Москву-то ехала не для того, чтобы ансамблем руководить, а лишь за образованием да еще за кусочком красивой столичной жизни, хотя бы на время учебы.
Когда ансамбль образовался, мне сказали: «Поруководи, Надька, месяц, а потом доверим это дело следующему, и так по очереди». Я согласилась. За этот месяц уклад всей моей жизни кардинально изменился. Азы руководства коллективом я постигала методом проб и ошибок. Действенность и энергичность, которые я со временем не растеряла, были мне в помощь. Словом, окунулась я в новое дело с головой. Сколько раз по этой самой голове потом получала. Но все равно шла дальше и не думала отступать. А когда через месяц срок моего руководства истек, и следовало передать бразды правления в другие руки, мои товарищи вдруг сказали: «Надька, у тебя так классно все получается, давай-ка еще месяц поруководи».
Так, месяц за месяцем прошел год, следом еще один… Я еще больше стала вникать в дело, научилась расчищать шелуху, чтобы двигаться вперед. Надо сказать, я была рабочей метлой. И швец, и жнец, и на дуде игрец, и сама себе еще в ладоши хлопала. Так и продолжается вот уже 47-й год.
— Что для вас главное в работе «Русской песни»?
— Самое ценное, что отличает «Русскую песню» от других коллективов, — это удивительная сплоченность, единение и особая искренность человеческих отношений внутри ансамбля. Мы — одна большая семья. Жанр, в котором мы работаем, мощный, непреклонный, цветущий, светящийся. И я своим артистам всегда говорю: «Нам нельзя чинно и благородно выходить на сцену. Надо врываться на нее и мгновенно захватывать. Тогда и зритель будет наш». Ну а коллеги-эстрадники услышали это и теперь подшучивают, говоря, что «Русская песня» — это «группа захвата». В какой-то мере они правы. Мы захватываем, завоевываем сердца людей.
Каждый артист театра «Русская песня» — это индивидуальность. Я их так и выбирала по разным регионам, исходя из тембра голоса, окраса, самобытности… Это Богом поцелованные люди, каждый из которых имеет высшее музыкальное образование. Они умеют импровизировать, а сочинить свои ноты — это высший пилотаж в нашем искусстве. Вот когда есть эти составляющие, да еще наличие горящих глаз и беспокойных сердец, тогда вы просто обречены на успех.
— В чем вы находите вдохновение для репертуара, концертных выступлений?
— Сам народный жанр и вдохновляет. Он напоминает нам, чьей земли мы уроженцы, кто наши предки. И ты подспудно испытываешь радость и гордость за то, что являешься представителем этой земли, этой страны. За то, что все вокруг твои родственники создали. Вот и ты создай что-то такое, чтобы и о тебе потомки сказали: «Какие у нас были великие предки! И мы сейчас, в наше время, должны соответствовать этому уровню!» Вот это в народном жанре и заложено.
— Хотели бы, чтобы ваше дело продолжили дети, внуки?
— Я бы хотела, чтобы дело мое не пропало. Кто его продолжит, покажет время. Хотя старший внук Георгий даже доклад писал в школе на тему народного творчества. «Надя, хочу об этом все знать», — заявил. Я пригласила его в театр, усадила за стол, вокруг собрались наши солисты, и он им стал задавать вопросы, что да как. Потом отправился в костюмерную, изучал наши костюмы — старинные, ручной работы, традиционные. В конце концов вышел на сцену, оглядел пустой зрительный зал и сказал: «Хочу быть, как ты — выходить на сцену и руководить театром!»
— Каким видите театр через несколько лет?
— Прежде всего, заполненным зрителями. Это самое главное для театра. Без зрителей нет никакой надобности ни в актерах, ни в режиссерах… Мы без зрителей — ничто. Когда я вижу в зале завороженные, одухотворенные лица зрителей, понимаю, что живу не напрасно! В такие моменты еще больше хочется действовать, творить, петь, дарить радость, несмотря на усталость и личные передряги.
— В 2020 году судьба преподнесла вам весьма непростое испытание. Что вас поддерживало в борьбе с болезнью и в период восстановления?
— Никакую болезнь нельзя предугадать заранее, тем более такую коварную, как коронавирус, захвативший в 2020 году весь мир. Я тщательнейшим образом соблюдала все меры предосторожности. До сих пор задаюсь вопросом, за что на меня обрушилась эта болезнь, но не могу найти объяснения. За что меня так резко затормозили? Может быть, чересчур суетилась? Спешила все время куда-то? Не зря же говорят, что болезни даются нам для того, чтобы в этой жизненной кутерьме мы могли остановиться и подумать о себе.
Что меня поддерживало? Только люди. Большую помощь оказала Вероника Игоревна Скворцова, за что ей огромное спасибо. Чтобы поддержать меня, в сети запустили флешмоб #КазачкаНадя: Анита Цой, Нонна Гришаева, Стас Михайлов, Николай Басков и другие артисты исполнили мою песню и пожелали скорейшего выздоровления. А сколько было звонков в больницу, когда прошел слух, что меня, наконец, вывели из комы! Понятное дело, что и семья моя беспокоилась. Услышав впервые после долгого перерыва мой голос, Танечка, моя сноха, просто зарыдала в трубку.
— С 1995 года вы являетесь президентом благотворительного фонда «Народная певческая культура». Какие цели ставит перед собой фонд, какие программы реализует?
— Благотворительный фонд «Народная певческая культура», возглавляемый мной, более 25 лет создает и воплощает в жизнь творческие проекты, направленные на консолидацию общества и сохранение нематериального культурного наследия нашей страны. Проекты фонда подразумевают выработанную единую систему творческого формирования личности нового поколения, с опорой на традиционные ценности, на развитие патриотического и нравственного воспитания.
Один из них — всероссийский проект «В Россию верим!». Это цикл мероприятий патриотической, гражданской и социальной направленности в разных регионах России. Он проходит в формате марафона и включает в себя сразу три несколько событий: народную мистерию «В Россию верим!», мастер-класс Московского государственного академического театра «Русская песня» и творческую встречу народного артиста России Сергея Никоненко со зрителями. В рамках этого проекта на близком каждому зрителю языке прозвучит важная истина, что многонациональный народ России — это поколение победителей. А лейтмотивом программы станут песни, стихи и проза военных лет, давно уже ставшие частью культурного кода россиян.
— Кроме того, вы являетесь депутатом Московской городской думы. Что вас подвигло заняться политической деятельностью?
— Депутатом Мосгордумы я была с 2014 по 2019 годы. Моя ближайшая подруга Света Орлова, которая на тот момент была губернатором Владимирской области, говорила: «Надька, тебе надо было это попробовать». Я попробовала и кое-чего добилась за время своего депутатства. К примеру, я получила несколько тысяч наказов с просьбой о сносе самого страшного недостроя в Москве, о котором ходили легенды и где собирались целые секты — Ховринской больницы, в народе «Ховринки».
Но скажу вам честно, положа руку на сердце, эта деятельность далась мне большим трудом. Ну не мое это — сидеть на одном месте с утра до ночи. Я всю жизнь создаю людям какую-то благость, но другими средствами и на другой площадке.
— Что вы можете назвать самым интересным моментом или событием в своей жизни?
— Мне было бы очень жалко, если бы за всю жизнь не набралось больше одного самого интересного момента. К счастью, их было ох как много. Одно из них — безусловно, рождение первого внука. Георгий родился 18 марта 2010 года. В канун моего юбилея 19 марта. Теперь по очереди отмечаем наши дни рождения.
Кстати, имя для внука придумала я. Когда узнала, что Таня в положении, сказала: «Если родится мальчик, пусть будет Георгием в честь моего любимого отца. Такое сильное имя мужчине во благо». Ребята сначала не соглашались, хотели назвать Степаном. И вот мальчик появился на свет. Таня в роддоме, а я праздную юбилей в «Метрополе». В какой-то момент на сцену поднялся сын и объявил: «Мама, мы с Таней и Георгием сердечно тебя поздравляем…» Тут уж я не выдержала и разрыдалась от счастья.
— Поделитесь секретом вашей внешней и внутренней красоты и неугасаемого оптимизма.
— Главный секрет — не думать о паспортных данных. Что такое паспортные данные? Это только цифры. Стоит о них только задуматься, тут-то и настанет конец. Если устаю, восстановиться помогает сон. У меня есть время после репетиции и до утра следующего дня. Буду в ванне лежать, пойду процедуры поделаю, постою под душем или просто пойду подышу воздухом. В это время я могу себе позволить выключить все телефоны, чтобы побыть одной в тишине, сосредоточиться. Если я решила условно восемь часов побыть наедине с самой собой, для меня это высший пилотаж
— В чем для вас заключается счастье?
— Каждый прожитый день — невероятно дорогой подарок судьбы. И на каждый день надо смотреть, как на маленькую жизнь, а не откладывать все на потом. Ведь «потом» может и не быть. Стоит это осознать — каждый день будет счастливым.
— Какое пожелание вы хотели бы передать нашим читателям?
— Мысленно всегда находиться дома, дружить друг с другом. Жизнь очень коротка. Лучше сделать больше радостного и позитивного, чем печалиться и сокрушаться о несбывшемся.
Ульяна Анисимова