Хочется, чтобы во всем мире снова стали уважать наш русский цирк
Зимним днем мы с шеф-редактором журнала Александрой Золотовой и медиаволонтерами пришли в цирк на проспекте Вернадского. Нас отвели в комнату для встреч, где мы сели за стол ждать Эдгарда Запашного. Мы хотели сделать интервью со знаменитыми укротителями тигров братьями Запашными. Разговор договорились вести с каждым из братьев отдельно. Сначала беседуем с Эдгардом, потом — с Аскольдом.
Вскоре в помещение вошел высокий широкоплечий мужчина, тепло поздоровался с нами. Это был Эдгард, генеральный директор цирка. Я пожала ему руку, при этом обратив внимание на его характер и отношение к жизни. Он человек позитивный, стрессоустойчивый, спокойный, а во время представления на арене — креативный. Поинтересовался брайлевским дисплеем, стоящим передо мной (всегда держу его при себе). Рассказала, что через дисплей буду получать ответы на мои вопросы. Мы с Александрой договорились, что она запишет ответы Запашных в телеграме, а когда бот переведет речь в текст, отправит мне в личные сообщения. Пока я их читаю, вопросы будет задавать медиаволонтер Варвара Кошелева. Начала интервью я с такого вопроса…
Алёна: расскажите, как проходит дрессировка тигров. Как вы общаетесь с ними?
Эдгард: Тигры и львы, с кем мы работаем, — сложные и опасные животные. Чтобы их дрессировать, ты все время должен понимать, осознавать, уважать и помнить, что каждый тигр или лев — это индивидуальность и на другого не похож. Искренняя любовь к животным и много времени, проведенного с ними, позволяют тебе постоянно изучать их, постоянно работать, прежде всего, над собой.
Человек способен обучаться, познавать что-то новое, животные тоже, но им это дается гораздо труднее. Как принято в фильмах говорить, надо научиться думать, как тигр, но твоя задача — сделать так, чтобы тигры и львы тоже стали умнее, начали задумываться, что происходит и почему, для чего происходит. Поэтому мне приятно было узнать от знаменитого зоолога Дроздова, что слоны живут в зоопарке дольше, чем на воле, а в цирке — дольше, чем в зоопарке, потому что есть мозговая активность, постоянное общение с человеком, саморазвитие, когда животное развивается, думает, анализирует ситуацию.
Очень трудно словами рассказать про все секреты дрессуры. Потому что это секреты длиной в жизнь. Я — уже четвертое поколение, которое работает в цирке. И, конечно, многие знания ко мне пришли от моих родителей, дедов, прабабушки. Дрессура не стоит на месте, постоянно развивается, улучшается.
— Помню, в детстве, когда у меня еще было зрение, посещала цирк, там видела момент, когда тигры дерутся. Что вы делаете в этой ситуации, чтобы их успокоить?
— В своем вопросе вы правильно отметили, что настоящие тигры могут подраться. Это состояние абсолютно свойственно для них. Не всегда причины этой драки понятны человеку. Иногда кажется, что драки организовываются ради драки, просто так.
Вот некоторым мужчинам хочется выйти на ринг и подраться, неважно, с кем и какая причина. Кто-то идет по улице, а кто-то выходит и ищет себе соперника на ринге, при этом не испытывая к нему ненависти. Просто желание подраться — и всегда найдется тот, кто с удовольствием эту компанию поддержит. И вот люди лупят друг друга на ринге, а тигры могут начать драку на репетиции или даже на арене перед зрителями. Поэтому повторю, что тигры дерутся не потому, что кто-то кого-то обидел.
Опасность в том, что драки между ними могут быть короткими, с плохим финалом, с убийством. У них своеобразное отношение к жизни и смерти. Они очень циничны в своих чувствах к жизни и смерти, сами решают, кто должен жить, а кто не должен. Это их природа.
Поэтому каждый раз, когда происходит драка, мы — я и мой брат — осознаем, что драка может быть короткой, и у нас очень мало времени, для того чтобы не допустить убийства. Быстро принимаем меры, чтобы драка закончилась, и никто не пострадал. Особенно важно не допустить, чтобы пострадал человек.
Когда человек разнимает дерущихся тигров, большая вероятность, что он может оказаться в центре драки. Тигры на эмоциях с высоким порогом боли входят в такое состояние, которое позволяет им нападать на кого угодно. Им кажется, что все вокруг — зло, а они хотят выжить.
Мы в цирке пользуемся различными специальными средствами: брандспойтами с водой, которые дают эффект неожиданности. Когда струя воды внезапно попадает в тигров и дезориентирует животных, они останавливаются, не понимая, что происходит. Или используем любые большие предметы, которые могут физически помешать тиграм. Светошумовые выстрелы, дым тоже являются кратковременным отвлечением от драки.
— Какие ощущения вы испытываете во время выступления на арене?
— Мои чувства менялись по ходу взросления. Я, ребенок, выросший в цирке, могу сказать, что какое-то время я боялся и стеснялся большого количества зрителей, несмотря на то что я всегда был активным. Но выступление на манеже цирка — большая, серьезная ответственность. Мы — обладатели фамилии, которая является настоящим мировым брендом и, выходя на манеж в ребенком, я по-другому относился к себе. Ответственность заставляет тебя по-другому относиться к своему выступлению: боишься показать что-то, стесняешься чего-то, не знаешь, какую реакцию ожидать от зрителей, осознаешь, что должен пройти путь до конца. Поэтому не могу сказать, что выступление на манеже доставляло мне удовольствие. Испытывал настоящий стресс, детский испуг — их нужно было преодолеть.
Сейчас эти чувства могут время от времени появляться, особенно, когда ты пытаешься сделать что-то новое. Аккуратно смотрю премьеры Большого московского цирка, всегда ищу в наших спектаклях самое плохое, от чего мы должны быстро избавиться. Любая премьера не гарантирует успеха, зритель может реагировать хорошо или плохо, и это непредсказуемо. Как говорится, композитор не может прописать в своих нотах аплодисменты зрителей. Во время представления зритель может аплодировать, а может нет, и ты рассчитываешь эти моменты.
Спектакль меняется с годами, но в целом, став профессионалом, ты обмениваешься энергией со зрителем. Ты заряжаешься от этой аудитории. Мы с братом работали на больших серьезных площадках за границей, особенно на десятитысячной арене. Когда столько людей сидит и благодарит тебя за твое выступление, ты заряжаешься энергией. До этого всю свою энергию ты отправлял в зал каждому из восемнадцати тысяч зрителей и чувствуешь себя выжатым как лимон.
Я понимаю тех артистов, которые на протяжении двух-трех часов выступают в театре, кино или цирке, а после премьеры садятся в гримерке и просят, чтобы никто к ним не заходил. Полчаса просто сидят, в стену смотрят, эмоционально успокаиваются. Эти чувства я ловил несколько раз в жизни. Притом их трудно объяснить человеку, который после спектакля заходит к тебе с целью похвалить. И ты можешь обидеть его отсутствием внимания. На самом деле это такое состояние после премьеры, оно постепенно проходит. Но я счастливый человек: люблю свою профессию, получаю от этого удовольствие.
Варвара: что вам помогло хорошо учиться и делать домашние задания?
— Честно скажу, прежде всего, это заслуга нашего папы. Папа — Вальтер Запашный, у которого самого было два высших образования, всегда очень строго относился к нашей учебе. Мы были почти как все обычные дети, а дети частенько ленятся и не понимают, для чего учиться и зачем нужна школа, уроки. У всех есть любимые и нелюбимые предметы.
Папа всегда очень жестко контролировал нашу учебу. Нас с братом ругали за четверки, а если были тройки, то это уже совсем плохо. Домой было уже сложно идти. Поэтому за все десять лет обучения в школе мы получил с братом на двоих, наверное, не больше десяти двоек. Половина этих двоек была общей, учителя ставили их всем, когда класс плохо себя вел.
И только где-то в классе восьмом я уже сам начал понимать, что учеба — это очень важно, что учиться надо, что это все не ради папы, а действительно нужно именно мне. А до восьмого класса папа жестко меня контролировал. У меня были любимые уроки, я очень любил математику и олимпиады выигрывал школьные. Я очень любил физкультуру, химию, физику, но у меня всегда было сложно с русским языком.
— Какими качествами должен обладать мужчина в цирке?
— Мужчина должен нести ответственность, это самое главное качество мужчины и в жизни, и в профессии. В цирке очень важно доверие, чтобы не было обмана и не было у кого-то подозрений, что тебя во время работы может кто-то предать, что можно кому-то не доверять. Когда один человек доверяет другому жизнь — это очень сложный и опасный момент. Потому что один доверяет, а второй принимает на себя эту ответственность.
И в обычной жизни в большинстве случаев мужчина должен брать на себя ответственность, а не возлагать ее на женщину. Это, во-первых. А во-вторых, мужчина — это двигатель, это лидер, который может и в большинстве случаев должен вести за собой, когда он может показать для чего и куда мы идем. Наверное, именно поэтому большая часть политических лидеров в мире — это мужчины. Именно мужчина должен обладать такими качествами. У женщин много других забот, которым они посвящают свою жизнь.
Между жизнью, политикой и цирком есть такие общие вещи, которые и характеризуют тебя как настоящего мужчину. Потому что мужчина — это тот, кому доверяет женщина. Я так считаю.
— Были ли у вас верные друзья?
— Они и были, и сейчас есть. Я очень горжусь тем, что политические процессы, которые сейчас происходят в мире, в нашей стране не привели к тому, что я потерял друзей. Мы остались друзьями несмотря ни на что. У кого-то из нас разные взгляды на какие-то отдельные вещи, но в целом мы остаемся друзьями, потому что любим страну, семью, любим эту жизнь.
Я горжусь, что среди моих друзей есть очень-очень замечательный человек Фëдор Емельяненко, наш супербоец. Я горжусь этой дружбой. Это настоящая дружба на протяжении уже долгого времени, и я дорожу нашей дружбой, потому что она дает мне очень много. Я во многих вещах продолжаю у Фëдора учиться. Это очень здорово, когда не просто общаешься с человеком, но можешь еще и учиться у него. Это самая большая ценность.
Почти все мои друзья не из цирка, они не являются публичным людьми, но это небольшой круг знакомых. Мой близкий друг Пëтр Абрамович, чемпион Европы по боксу среди молодежи, вдруг позвонил и сказал: «Наша семья хочет подарить вам один миллион рублей». Я говорю: «Зачем?» Он говорит: «Купить что-нибудь зверюшкам». Но мы решили вместе, что эти деньги отправим на благотворительность. Он — миллион, и мы с братом добавили свой миллион и отдали эти деньги на благотворительность. Вот такие у меня друзья.
— Как у вас рождаются идеи для номера?
— Есть очень много разных путей для достижения цели. Но главная цель одна — номер должен пользоваться успехом, должен быть интересным зрителю и вызывать у него желание купить билет и прийти на представление. Неважно куда — в театр, в кино, в цирк, на мероприятие.
В Большом московском цирке есть слаженная команда режиссеров, балетмейстеров, композиторов, художников по костюмам, художников по декорациям и просто творческих людей, которые очень часто делится своими мыслями: «Что мы хотим показать зрителю? Для чего мы это делаем?» Главная наша задача — не только развлекать, но и донести какую-то мысль до зрителя. Чтобы зритель, вернувшись домой, что-то пообсуждал, о чем-то поговорил, что-то осталось в его сердце. Чтобы мы что-то в нем затронули, чтобы он получил, прежде всего, положительные эмоции, но грустинку тоже никто не отрицает.
И я много историй разных знаю. Мой дядя рассказывал, что номер, где тигры на зеркальных шарах, ему приснился. Он говорит, что просто увидел много солнечных зайчиков и тигров и понял, что это может очень интересно и красиво. И дальше он проснулся и нарисовал стеклянный шар, на котором сидит тигр.
Мой брат Аскольд ищет какие-то новые идеи буквально везде. Смотрит что-то на улице, смотрит что-то в помещении и может зацепиться за любую маленькую деталь, которая может разрастись в интересный проект.
Есть идеи, которые уже воплощаются, а мы их потом подхватываем. Так мы придумали шоу, которое приурочили к чемпионату мира по футболу и назвали «Эпицентр мира». Когда болельщики со всего мира приехали к нам в страну посмотреть футбол и знакомились с нашей страной. Все болельщики были артистами воинских жанров. Семь человек из разных стран, олицетворявшие свою культуру, приехали к нам в Россию, которая на тот момент стала эпицентром мира, потому что футбол — это самая популярная игра в мире.
Так что здесь очень много разных путей. Какие-то идеи нам подсказывают зрители. Несколько раз мы получали от них обратную связь. Зрители как-то по-своему оценивали тот или иной номер. И мы вдруг видели, что мы добивались одного эффекта, а получился совершенно другой. Ведь зритель по-своему рассуждает, мнение профессионала очень сильно отличается от зрительского. И мы, наоборот начинаем уходить в их трактовку. Видим, что, оказывается, сильнее работает или ожидается зрителем.
Самое главное здесь — это образование, чтобы люди, которые придумывают и воплощают идеи, были высокопрофессиональными. Потому что, как говорит мой брат, нет плохих идей — есть плохое воплощение. Сделать шоу можно на базе практически любой идеи. Другое дело, как ты это сделаешь, в каком стиле и с какой командой. Я рад, что в Большом московском цирке есть серьезная команда.
Время беседы с Эдгардом незаметно пролетело. Мы закончили разговор и попрощались. Он ушел, а к нам пришел его младший брат Аскольд. Мы немного подождали, пока он закончит обсуждение с коллегой: они готовят новогоднее представление в цирке. Я поздоровалась с ним так же, как с Эдгардом, про себя оценив черты его характера: братья не похожи друг на друга. По Аскольду сразу видно, что он легко находит общий язык с любым человеком и способен решать сложнейшие рабочие вопросы, ведь на самом деле он художественный руководитель цирка. Мы возобновили интервью.
Алёна: чем отличается тигр от человека?
— У нас с тиграми есть неотъемлемые схожие вещи — это наша природа, потому что человек — тоже животное, только более сложное. Все инстинкты, основы жизнедеятельности, которые есть у человека, такие же, как у животных, и у тигра в том числе. Отличие, безусловно, в уровне интеллекта. Нужно понимать, что животное остается животным.
Если мы говорим о хищнике, то особенность в том, что хищник в своем дрессировщике видит кусок мяса. Как, если помните, в мультике «Мадагаскар», когда лев Алекс проголодался, он даже своих друзей видел окорочками. Вот это правда жизни, дрессировщик должен ее осознавать, всегда помнить и никогда не обольщаться на этот счет.
— А чем отличаются цирковые артисты от артистов театра?
— Я режиссер по образованию и сам учу студентов основным вещам, являющимися фундаментом нашего искусства. Если коротко, главным элементом в цирке является трюк. Так называется средство цирковой выразительности, то есть тот инструмент, при помощи которого мы в основном общаемся со зрителем. В любом из видов изобразительных искусств есть свой главный элемент, при помощи которого режиссеры и артисты, соответственно, вся команда, общаются с публикой. Главное отличие в том, что мы в первую очередь ставим, — это трюк.
— Какие реакции зрителей для вас важнее всего: радость, позитив или что-то иное?
— Наверное, самое главное, чтобы зритель во время представления чувствовал связь с происходящим на манеже, потому что цирк — это интерактивное искусство. Я люблю проводить аналогию с русскими словами, но для интерактивности тяжело подобрать синоним. Наверное, взаимосвязь, но нужно пояснять, потому что лучше самому выступить на арене и понять.
Цирк — искусство, в котором очень важно, чтобы зритель не был отстранен. Если в театре, наоборот, ты слушаешь, но не участвуешь, то в цирке нужно, чтобы зритель оценивал происходящее в ритме циркового представления. Если происходит отторжение зрителя от представления, то мы называем это «ямой провала». Это очень тяжело восполнить. Зритель начинает скучать, поэтому очень важно поддерживать эту связь между нами, а по окончании представления — восторг и все позитивные чувства.
Самое главное, чтобы зритель не ушел скучающим или разочарованным. Он должен испытывать эмоции, переживать за артиста, внимательно следить за сюжетом, восхищаться, даже плакать. В общем, испытывать все чувства в разной степени в зависимости от того, что видел. Цирк — очень многогранное искусство. Еще важен восторг, который обобщает все чувства от представления и благодаря которому человек уходит с воспоминаниями.
Варвара: могут ли успех, деньги и звездный статус сделать человека счастливым?
— Конечно, могут, просто нужно понимать, что в жизни важен баланс. Артист должен быть честолюбивым. Честолюбие в нем должно присутствовать как ориентир, но не должно быть главным качеством, потому что иначе человек становится плохим. Точно так же и деньги. С одной стороны, они могут сделать человека счастливым. Один американский артист однажды сказал: «Деньги не делают меня счастливым, но на деньги я могу купить яхту, а яхта — уже сделать меня счастливым, потому что я могу плыть по морю и получать удовольствие».
Другое дело, что есть более важные ценности, чем деньги, и если артист стремится только к деньгам, то, конечно, он становится плохим артистом. Если он использует деньги, чтобы вложить их свое шоу и сделать его еще красивее, чтобы создать номер, которым он будет рассказывать детям и взрослым какие-то интересные идеи — то, чем хочется с миром поделиться, тогда деньги делают счастливым не только его, но и его зрителей.
Так же и успех. Успех — это показатель. Если артист не стремится успеху, то он тоже плохой артист, потому что, выходит, тебе и самому не интересно то, что ты делаешь. Просто работаешь ради того, чтобы работать, а должна быть какая-то цель. Поэтому успех — это, конечно, главная цель для любого артиста. Чем больше успех, тем больше людей интересуется тобой, а еще лучше, когда тебя любят. Если зритель любит артистов, тогда это и счастливые артисты, и счастливый зритель.
Варвара: о чем вы мечтали в детстве?
— Я мечтал в детстве быть похожим на папу, потому что папа был для меня главным ориентиром. Мой папа — легендарный артист цирка, человек, который очень любил цирк, как фанатик, и поэтому я гордился тем, что у меня такой папа. К сожалению, его уже нет в живых, и я хотел бы быть на него похожим. Мне хотелось сделать все, что он мне завещал, потому что папа хотел, чтобы мы работали с большими аттракционами и чтобы мы создали что-то новое.
Одна мечта у папы была неосуществленной. Папа хотел работать с морскими животными. Он хотел построить свой океанариум, но не дожил до этого времени. Мы с братом эту мечту сами не переняли, а потом, уже когда мы сами воплощали в жизнь какие-то свои задумки, мне стало интересно покорить мир как артисту. Мне очень хотелось, чтобы наш русский цирк очень уважали в мире. Он, в принципе, всегда был уважаемым искусством, но было время, когда все стали про него забывать, а мне хочется, чтобы во всем мире снова стали уважать наш русский цирк.
Алёна Капустьян
Варвара Кошелева
Александра Золотова