Логика счастья
Мудрость древних философов
В студенческие годы я зачитывалась книгами по истории и культуре Древней Греции и Китая. Изучая труды великих мудрецов, таких как Аристотель, Платон, Сократ, Лао-цзы, Конфуций, пыталась найти ответы на философские вопросы о смысле человеческой жизни и человечества в целом. И вытекающий из них логический вопрос: есть ли в жизни счастье? Но чтобы на него ответить, нужно было задаться и другими риторическими, в общем-то, вопросами. Можно ли вообще найти ответы на такие вопросы, как: «Одиноки ли мы во Вселенной?», что называется, «Есть ли жизнь на Марсе?», «Существует ли судьба, и насколько у человека есть свобода выбора?».
В древности философия была довольно точной наукой, но постепенно растеряла свою фундаментальную практическую основу. Для того чтобы вернуться к ее истокам, необходимо для начала узнать, что же подразумевалось под этим понятием. Слово «философия» с древнегреческого буквально переводится как «любовь к мудрости» и означает особую форму познания. Это система знаний об общих характеристиках, понятиях и принципах реальности, бытия человека, отношении человека и окружающего мира. Изучение всеобщих законов развития мира и общества, процесса познания и мышления, а также нравственных категорий и ценностей.
К числу предельных философских вопросов относятся, например, такие, как: «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть человек?», «Что первично — материя или сознание?», «В чем смысл жизни?» и тому подобные. Это такие вопросы, ответы на которые можно назвать запредельными. Это вопросы, ответы на которые содержатся и в априорном, уже известном знании, и опираются на духовный опыт. Термин «априори» связан с философией Аристотеля, на основе которой и возникло понятие логики — современной доказательной науки, но которая имеет ограничения и не может вместить в себя духовный опыт, на котором и базируется ощущение счастья. Это как два крыла человеческого разума и духа.
Аристотелева логика
Человек по своей природе иррационален. Осознавая это, многие философы Древней Греции работали над вопросами мышления и логики, а ее основателем по праву считается Аристотель. Помимо логики он посвятил себя изучению многих других наук — философии, психологии, риторики, физики, математики, астрономии. Логика Аристотеля включает такие разделы, как «понятие», «суждение», «законы правильного мышления», «умозаключения», «аргументация» и «гипотеза». Важным достижением Аристотеля является то, что он впервые сформулировал законы правильного мышления: закон тождеств, закон непротиворечия и закон исключенного третьего. Он также стал изучать человеческое мышление с целью вывести его логические формы. Эти законы были сформулированы в важнейшем труде Аристотеля «Метафизика».
Поиск счастья по этике Аристотеля
Следуя логике можно предположить, что мы можем попробовать найти ответы о человеческом благополучии и счастье, исследуя эти вопросы через науку древней философии. Которая является вершиной пирамиды всех других научных дисциплин, в том числе и психологии, и физики, и всех остальных. Конфуций сказал: «Я обладаю знаниями не от рождения. Я приобрел их лишь благодаря любви к древности и настойчивости в учебе» и «В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других».
А что же говорил Аристотель о счастье? Аристотель преподавал этику, для него этика, в отличие от физики и математики, была наукой практической. Последней целью и последним благом является счастье. Но что такое счастье? Счастье по Аристотелю заключается в раскрытии потенциала, заложенного внутри человека, при стремлении к совершенству, насколько позволяют обстоятельства.
Счастье — привычка поступать правильно, руководствуясь добродетелями: благодеянием, совестью и самодисциплиной. Это внутреннее стремление к моральному и нравственному эталону. Единственный способ достичь этой привычки — делать добро и руководствоваться в принятии решений человеческой природой, то есть быть разумным. Для достижения счастья человеку нужно принять решение следовать добродетелям. Это его личная ответственность. Активная, деятельная позиция по отношению к своей жизни — ключ к тому, чтобы руководствоваться ими.
Счастье для Аристотеля — это не жизнь, растраченная на удовольствия, наслаждения и развлечения, это не почести и успех, и не богатство, а совпадение добродетели человека с внешней ситуацией. Добро связывается с обилием добродетелей, зло с их скудостью. Аристотель особенно высоко ценил такие добродетели, как: разумную мудрость, практическую мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность.
Превыше всего Аристотель ставил разумную мудрость, ибо это та добродетель, с помощью которой постигается любая реальность, благодаря ей постижим и Бог. Гармоническим сочетанием всех добродетелей является справедливость. Добродетелям можно и нужно научиться. Они всегда выступают серединой, компромиссом благоразумного человека: «ничего слишком…».
Аристотель считал счастье высшим благом человеческого существования и при этом допускал, что не все люди находят счастье в одном и том же. И после рассуждений о различных типах счастья, которые мы можем обрести с помощью тех или иных вещей, Аристотель приходит к выводу, что должно существовать некое счастье, свойственное лишь человеку.
Счастье, которое не спутаешь с удовлетворением, испытываемым камнем, когда мы не беспокоим его, не передвигаем с места на место. Счастье, которое не спутаешь с тем, что чувствует дерево, которое не пытаются вырвать с корнем. Счастье, которое не спутаешь и с тем, что чувствует животное, когда оно наелось и ему тепло, когда ему удалось укрыться от бури и когда его ласкает хозяин.
Счастье человека, в чем оно? Аристотель говорит, что оно состоит ни больше ни меньше как в том, чтобы направлять нашу жизнь, направлять работу нашей души в соответствии с разумом и добродетелями.
«В соответствии с разумом» означает, что если мы хотим быть счастливыми, то не должны думать, что счастье приходит внезапно, что это как бы атмосферное явление. «В соответствии с добродетелями» означает, что если мы не прилагаем усилий и не развиваем те способности, те достоинства, которые нас характеризуют, отличают как человека и заставляют нас решительно заслуживать право называться человеком, то мы не добьемся счастья.
Аристотель не описывает добродетели так примитивно, как их обычно воспринимают сегодня. Он видит в них благой образ жизни, искусство быть в ладу с самим собой и со всеми остальными. И он спрашивает себя: можно ли добиться счастья, можно ли достичь счастья? И сам отвечает на этот вопрос: да, счастья можно достичь путем длительного обучения, потому что нужно научиться приобретать добродетели, то есть нужно работать с добродетелями и с недостатками, пока в конце концов не будет достигнуто равновесие, стабильность.
Добродетель в китайской философии
Одно из фундаментальных понятий древнекитайской философии — это понятие, определяемое иероглифом «Дэ» (德), которое можно перевести как «добродетель», «благодать» и о котором говорил еще Лао-цзы в своем труде «Дао Дэ Цзин». Дэ также отождествляется и с древнеиндийской «благой кармой». А в самом общем смысле обозначает основное качество, обеспечивающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи. Поэтому в Древнем Китае мудрые люди говорили о сохранении и накоплении Дэ. Потому что добродетель — это единственная субстанция, которая конвертируется в земное благополучие и счастье или в духовное преобразование человека.
Ирина Поволоцкая.
Психолог, писатель, художник, актриса, перформер, мотивационный спикер.
Слепоглухая с детства.
Творческий псевдоним Фиолетовая Фея Феникс.