Счастье внутри
В своих статьях я постоянно повторяю, что для благополучия и счастья нужно совершенствовать себя. Также все время ссылаюсь на мудрецов-практиков, философов-психологов и опираюсь на свой личный опыт. Однако приходится признать, что только единицы стремятся к совершенствованию себя изнутри безотносительно внешних обстоятельств. Делать себя лучше, корректировать свой взгляд на мир, делать его более экологичным и правильным. Смотреть в себя и находить свои собственные недостатки, признавать свои ошибки, чтобы больше их не совершать, постоянно улучшая и совершенствуя свое сознание.
В основном человек хочет «просто жить», хочет «простого (человеческого, женского, семейного и т. д.) счастья». Как говорится, «чтобы все было, и ничего за это не было». Исповедовать гедонизм, пить пиво сколько влезет, и чтобы при этом почки были всегда здоровы. Как тут не вспомнить известную советскую кинокомедию «Кавказская пленница», где знаменитая троица пьет в летнюю жару холодное пенное пиво возле бочки. Трус, которого играет Геогрий Вицин, произносит: «Жить, как говорится, хорошо». А Юрий Никулин в роли Балбеса подмечает: «А хорошо жить еще лучше!» Евгений Моргунов в роли Бывалого отхлебывает пенного пива и соглашается с остальными: «Точно!»
Как жить хорошо
Есть известная поговорка: рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше, которая означает, что стремление к лучшей жизни заложено в природе живых существ. Но что значит «жить хорошо»? Как человек может знать наверняка, что для него лучше? Если человек не познает себя, то сам для себя остается незнакомцем. Это может напоминать ситуацию, когда родители хотят для своих детей всего самого лучшего и «лучше знают», что их детям нужно. При этом такие родители сами не осознали — и значит не избавились — от своих собственных детских психотравм и родительских представлений в отношении их самих, а теперь в свою очередь навязывают свои взгляды на жизнь детям. Таким же образом наше ложное «я» часто навязывает свое видение хорошего нашему истинному «я». Как тут не вспомнить тему навязанных убеждений, шаблонов мышления и фильтров восприятия.
У каждого свое понимание счастья, понимание того, что лично для него хорошо. Рыба — это рыба, человек — это просто человек, а мудрый человек — это человек, который долго трудился, чтобы развивать себя. Принц Сиддхартха Гаутама живет в роскоши во дворце с детства и не ведает ни болезней, ни работы, ни лишений, ни смертей. Но когда ему исполняется 29 лет, он неожиданно ночью убегает из дворца. В одиночестве и нищим он отправляется странствовать в поисках «вечного блаженства». В истории сказано, что он «убегал не из дворца, он убегал от болезней, старости, смерти».
Старик на границе потерял коня
Есть очень известная притча, впервые опубликованная в китайской книге «Уроки человечества» («Хуэй Нань Цзы»), которая была написана Аньши Лю во время династии Западная Хань (206 г. до н. э. — 23 г. н. э.). От нее возникла известная китайская идиома «старик на границе потерял коня», ее русский эквивалент — поговорка «нет худа без добра».
«Когда-то давным-давно на северной границе Китая жил старик со своей семьей. Он разводил лошадей и слыл искусным знатоком в своем деле. Однажды одна из его лошадей убежала. Соседи сочувствовали старику и пришли разделить его горе, но тот и не думал расстраиваться. Он сказал соседям: «Я потерял лошадь, но потеря может обернуться и другой стороной».
Прошло время, его лошадь вернулась, причем привела с собой еще и коня. Услышав это, соседи пришли поздравить старика с большой удачей. Однако тот опять смотрел под другим углом зрения на то, что произошло. Он сказал: «Это приобретение позднее может оказаться и потерей».
Как ни странно, он опять оказался прав. Сын старика увлекался верховой ездой. Однажды он решил проехаться верхом на коне, который пришел вместе с их лошадью. Во время езды, сделав резкое движение, животное сбросило седока, и тот сломал ногу. Добрые соседи снова пришли утешать старика, но тот невозмутимо ответил: «Мой сын сломал ногу, но никогда не предугадаешь, какое счастье может скрываться в несчастном случае». Соседи не могли понять его слов и решили, что он сошел с ума.
Вскоре все юноши были призваны в армию, и большинство из них погибли в бою. Но поскольку нога у сына старика была сломана, он остался дома и оказался одним из немногих молодых людей в той местности, которые остались в живых. Лишь тогда соседи наконец поняли, что имел в виду старик, когда говорил про счастье и несчастье. Так пожилой мужчина и прослыл мудрецом». За каждым событием кроется неведомая нам причина. Поэтому по внешним проявлениям трудно судить, что на самом деле хорошо, а что плохо.
Счастливая мудрость
Старик в этой притче — мудр и философски относится к жизни. Похоже, он был по-своему счастлив, мудрость его была благословлена. Благодаря правильному взгляду на мир он мог успокоить свое сердце и ум. А мудрость приходит с постоянным переосмыслением сути жизни и себя в жизни. Этим и занимались восточные мудрецы в Древнем Китае, Греции, Индии, Египте и других цивилизациях. Благодаря им у нас есть неисчерпаемый источник мудрости.
Лев Николаевич Толстой любил повторять: «Делай, что должно, а там будь, что будет…» Фразу «Делай что нужно, и будет что должно» (лат. Fais ce que dois, advienne, que pourra) любил и философ Кант. Первым же ее произнес древнеримский император Марк Аврелий, представитель позднего стоицизма, последователь древнегреческого философа Эпиктета. Последний из «пяти хороших императоров Золотого века» Древнего Рима.
Да-да, я пишу это в тот же месяц, когда в соцсетях завирусился тренд, в котором девушки спрашивают своих партнеров про Римскую империю. Якобы, по распространенному мнению, мужчины думают о ней несколько раз в неделю, но никто не знает почему. Но это так, забавная ремарка о синхронистичности.
Разумное счастье
Но вернемся к Марку Аврелию и позднему стоицизму. Предшествующая традиция стоицизма различала в человеке тело и дух или плоть и пневму. Аврелий же усматривал в человеке три начала, добавляя к этим двум еще и разум или интеллект — нус. Если прежние стоики считали душу-пневму главенствующим началом, то Марк Аврелий называл ведущим началом разум, который представляет неиссякаемый источник импульсов, необходимых для достойной человека жизни. Необходимо привести свой разум в согласие с природой целого и достигнуть благодаря этому бесстрастия. В согласии со всеобщим разумом заключено счастье.
Как художник я вспоминаю офорт Франсиско Гойи из цикла «Капричос», озаглавленный испанской пословицей «Сон разума рождает чудовищ». Гойя свой рисунок сопроводил пояснением: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений».
Можно найти многочисленные инструкции по типу: «Как стать счастливым за 10 минут», но путь к счастью — это великий труд. Сколько ни говори «халва», а во рту слаще не станет. Это так же, как и в гармоничной семейной жизни, — сама собой она не возникает. Романтика первого года семейной жизни постепенно переходит в ежедневные бытовые трудности, с которыми надо правильно справляться. Так и счастливые первые годы жизни человека под присмотром любящих родителей перерастают в подростковые трудности.
Можно сделать вывод, что не бывает легких путей к счастью, для этого необходимо работать над собой, прежде всего. Марк Аврелий говорил, что «счастье вашей жизни зависит от качества ваших мыслей», а Аристотель — что «счастье зависит от нас самих». Ведь истинное счастье — внутри.
Ирина Поволоцкая.
Психолог, писатель, художник, актриса, перформер, мотивационный спикер.
Слепоглухая с детства.
Творческий псевдоним Фиолетовая Фея Феникс.